четверг, 13 января 2011 г.

My Hi-Fi (часть 3)

(продолжение)

Усилители

Амфитон-А1-01

Для интереса обменялся усилителем "Кумир-001" на "Амфитон-А1-01". По сравнению с "Кумиром", у которого звук более "клубный" и динамичный, "Амфитон" звучит открыто и холодно, как и выглядит. Его звук "большой", с превосходной макродинамикой и ясной стереопанорамой. При своих номинальных 20 ваттах на канал, он выдаёт приличную максимальную мощность. Ему по плечу колонки 35АС-021. Наиболее всего подходит для симфонической музыки. Замечательно справляется с drum'n'bass-ом, trance-ом. При своём внешнем сходстве с "Кумиром", имеет сходство и внутреннее - его выходной каскад также сделан на КТ818 и КТ819, но мне достался аппарат с транзисторами в пластиковых корпусах. На радиаторе есть крепления и под "металлический" вариант, так что можно поэкспериментировать, теоретически мощность должна немного подняться за счёт лучшего рассеивания тепла. Этот усилитель - пожалуй, лучшее, что можно найти для колонок на базе динамиков 35ГДН-1 (они же 25ГД-26Б). Отличный, громкий звук и практически нет вероятности, что динамики погорят на большой громкости. Недостаток - не слишком надёжный дискретный регулятор громкости. Больше не помню чего-то такого, что бы меня отталкивало в этом усилителе. Ладный, хороший аппарат.

Электроника-043


Миниатюрный усилитель с ровно такой же номинальной мощностью, как и у предыдущего аппарата, только выдаёт от её при 8-омной нагрузке. Несмотря на маленький размер, довольно тяжёл и имеет тороидальный трансформатор, за счёт чего раскачивает даже самые тяжёлые колонки и имеет очень хороший звук, но хуже, чем у "Кумира-001" или "Амфитона-А1-01". Практически идеальный усилитель для S-30B (для этого и покупался. У "043-го" есть электронный селектор входов со светодиодными индикаторами, и даже встроенный фонокорректор (не работал, пришлось починить) на микросхемке. Таких усилителей я держал два - один был донором для запчастей, поскольку, несмотря на хороший звук, "043-й" ломался просто с завидной регулярностью. Чаще всего, "летели" выходные транзюки. Паять его трудно. Конечно, модульная конструкция - это хорошо, но дорожки отстают от плат уже после первой пайки, так что порекомендую этот усилитель только самым ярым и рукастым любителям хорошего звука. Там есть что послушать, но покорпеть тоже придётся, либо перенести схемы оконечников на качественные платы, они не сложные, к счастью.

Электроника-ЭФ017

Довольно технологичное изделие. Электронное табло, показывающее выходную мощность в ваттах при нагрузке 4 ом, что полезно. Регулятор громкости здесь - обычный потенциометр (на моём экземпляре немного "косил" на один канал, особенно на маленькой громкости), селектор входов - кнопочный, но не электронный (несмотря на это, кнопки короткоходные и очень мягко нажимаются). Кнопка включения имеет забавную недокументированную особенность - её можно чуть вытянуть пальцами (она подпружинена), и, повернув на 90 градусов, заблокировать включение. :) А так как кнопка почти квадратная, с первого взгляда трудно определить, почему она не хочет нажиматься. Этим можно немного предохранить технику от малышей и всяких "пытливых личностей".

По звуку - три с плюсом. Простовато, сумбурно, довольно зажигательно. Для сложной музыки не подходит - плохое разрешение и микродинамика, плохая стереопанорама. Подходит для вечеринок - хорошая громкость. Звук лучше, чем у любого современного музыкального центра, колонки подойдут что-то вроде S-90 или схожей мощности (стандартно этот усил комплектовался 35АС-015, как раз - "родственниками" S-90). И ещё, этот усилитель довольно тяжёл, если решитесь его покупать, выбирайте тумбочку покрепче.

Yamaha-RX-E810

Это не совсем усилитель, так как имеет встроенный тюнер, это компактный стереофонический ресивер. Усилительная часть полностью аналоговая, имеет нормальный темброблок, ручку громкости с моторчиком, баланс (всё, как на "взрослых" усилителях), и даже - кнопку отключения темброблока и дисплея (нервирует ярким синим светом, особенно в темноте напоминает гиперболоид)! Сзади, как полагается, винтовые клеммы для акустики - две пары, более - ни к чему. Ресивер имеет стереофонический выход и два входа (CD/DVD и AUX), а также вход и выход под магнитофонную деку. Фонокорректора нет, к сожалению. Селектор входов - электронный, переключается ступенчатой рукояткой. Выход для наушников - к сожалению, под jack 3,5 mm, так что для домашних наушников потребуется переходник. Ресивер имеет пульт ДУ, который по дизайну перекликается с основным блоком, такой же чёрный и лощёный. Помимо всего, он очень удобный и им можно управлять dvd-проигрывателем Yamaha DVD-E810, который можно купить в дополнение (что я и сделал).

Звук своеобразный - лучше всего он подходит к "родным" NX-E800, либо к другим небольшим колоночкам с мягким, деликатным звуком. Большие и тяжёлые 35АС-021 не раскачиваются этим ресивером по определению - скорее всего, сказывается не очень мощный блок питания. Глубокого низкого баса от RX-E810 тоже не дождётесь - он рассчитан под свои колонки, а для них глубокий бас вреден на большой громкости. Любимая музыка для этого ресивера - джаз, блюз, рок-баллады в духе "старой школы", электроника в духе Giorgio Moroder, Donna Summer, Lime, Elizabeth Daily, ранней Bananarama и др., спокойный хаус в духе сборников HedKandi. Слушать вдумчиво, за чашкой крепкого кофе.

Pioneer-A209


Усилитель, который я купил на смену A-404. В отличие от него, "209-й" обладает более нейтральным, сухим и линейным звуком. Довольно лёгкий (только-то 4,7 кг!) для такого размера. Легко справляется только с небольшой, "лёгкой" акустикой с относительно ровным импедансом, но немногим более басовит, чем Yamaha RX-E810. При подключении 35АС-021 "сдулся", и пришлось его заменить на "Бриг-001", который идеально справляется с "тяжёлой" акустикой. До этого верой и правдой работал пару лет, и я его продал в отличном состоянии.

Такой усилитель испытывался в журнале "What hi-fi", где получил оценку "3" за "утомительный" звук. Видимо "экспЭрты" из данной "мурзилки" не слышали "Электронику-ЭФ017" с её монотонным бубнежом. Нет, на самом деле, Pioneer A-209 довольно пристойно звучит, но до "пятёрки" не дотягивает по макродинамике и общей энергичности, эмоциональности исполнения, и, как уже говорилось, он слаб для большой акустики.

Pioneer-A404

Это мой первый усилитель Pioneer, и ведь хорош был! Я тогда очень хотел купить 209-й вместо него, думал что раз новее, значит лучше будет. :) Глупый был. Нет, 404-й намного, намного лучше! Качество звука вполне сопоставимо с "Кумиром-001", по характеру звучания также похожи. Играет хорошо, слаженно, энергично. Любимый стиль - однозначно рок. Быстрый, но не слишком тяжёлый - может выдавать лёгкую "кашу" на верхах. Низкочастотная составляющая более увесистая, чем у "209-го", но контроль акустики в низкочастотной области лучше, всё-таки, у "Кумира-001". Более тяжёл. К сожалению, несмотря на все достоинства, это не более, чем средний усилитель - звучание не такое живое, как, например, у "Амфитона", особенно это заметно на 35АС-021. Умеет играть громко, но легко перегружается.

У обоих "Пионеров" есть почти одинаковые пульты ДУ и даже простенькие фонокорректоры для ММ-голов.

Кумир-У001


Это мой первый, совершенно вменяемый по звуку усилитель. Кроме качественного звука, он довольно мощный - до 70 вт максимальной мощности на канал (при 4 омах). Имеет все прибамбасы, свойственные для среднего хи-фи усилка, причём всё - аналоговое, ну ещё ручка громкости дискретная (немного глючит на минимальной громкости). Все регуляторы очень плавные и податливые, переключатели всё чОтко переключают. Сзади нет винтовых клемм, а есть типичные советские штекеры для акустики типа "точка-тире", что не показалось мне удобным, особенно при использовании толстых шнуров. Гнездо для наушников под нормальный "большой" джек, так что можно слушать и в домашних наушниках. Тонкомпенсация замечательно спасает на малой громкости, есть также рокот-фильтр для вертушки. К слову сказать, тут относительно хороший корректор, мне тогда, помню, нравилось его звучание.

В целом, усилитель звучит насыщенно, тепло, с крепким басом. Он не так музыкален, как "Амфитон-А1-01", но тоже очень, очень хорош. И, что самое главное - изумительно справляется с 35АС-021!

Бриг-001


Это - лучший усилитель, который у меня был. Сложно сказать, лучший ли он из тех, что я слышал, но звук его мне очень нравится. Во-первых, он лучше всех справляется с 35АС-021. Во-вторых, имеет почти "ламповое" звучание. В третьих, имеет шикарный винтажный внешний вид.

Почти всю заднюю стенку занимает массивный радиатор. Вообще, сам усилитель просто чудовищно массивный для советских усилков. Его переплюнут разве что двухблочные аппараты по кондовости конструкции. Все внешние детали сделаны тщательно и отлично подогнаны. Всё из металла, даже самая маленькая ручка. Передняя панель удивительно красива и приятна на ощупь. Единственное, что портит внешний вид - безобразное гнездо под наушники, "украшенное" гайкой! Обязательно, в будущем туда поставлю какую-нибудь заглушку, чтобы закрыть этот позор. Но, как нельзя унизить горный хребет, невозвожно унизить и усилитель "Бриг". Дело в том, что когда первый раз подключаешь его, а затем слушаешь - просто влюбляешься в этот чудесный, поразительно комфортный звук! Нельзя не отметить шикарный запас по громкости и НЧ. Этот усилитель словно был создан для прослушивания спокойной музыки со множеством инструментов, так легко ему даются мелодии симфонического оркестра, всевозможных ансамблей, от "Землян" до анс. Поля Мориа. Электронику и рок "Бриг" тоже славно играет, но не любит большую громкость. Завораживающе звучит группа "Спейс", ранние композиции Paul van Dyk и группа The Who.

У этого усилителя есть два корректирующих входа, поэтому если у вас две вертушки, можете смело их подключать. Есть полезный переключатель акустики. Можно, к примеру, включить только одну из колонок, а если вы перепутали местами колонки, но есть специальная функция "реверс". Включаете её - и колонки играют как надо. Тонкомпенсация у "Брига" умеренная, но достаточная. Есть рокот-фильтр, есть возможность подключения двух пар акустики. Сзади стоят удобные винтовые клеммы, никаких вам штекеров. :) А с какой мягкостью крутятся все ручки! Громкость регулируется дискретным переключателем, но он здесь настолько плавный, что щелчки едва заметны. Все остальные регуляторы тоже удивительно точные.

Усилитель имеет большую массу - около 15 кг. Если открыть крышку, можно увидеть огромный трансформатор. Все платы закреплены модульно на толстенном металлическом шасси. Пайка на всех платах сделана качественно, но с "размахом" - детали находятся далеко друг от друга. Хотя, для звука это, должно быть, плюс - меньше взаимное влияние компонентов. В целом, пайка сделана качественно. Не рекомендуется ставить этот усилитель в закрытые пространства, нужно оставлять место между радиатором и стеной, дабы не допускать перегрева. Греется "Бриг" хорошо.

Недостатки у "Брига" тоже есть. Несмотря на свою мощность, категорически не любит большой громкости. Конечно, с ним можно провести домашнюю вечеринку, но нужно быть начеку, чтобы не допускать перегрузок и перегрева.

Radiotehnika-7101


Напоследок, замолвлю слово за наименее маломощный (но не значит "худший") усилитель. Должен признать, хотя у этого усилителя мало мощности, зато есть отличный звук и неплохой набор функций. Необычный дизайн (ручки-рычажки), единый для всего комплекта модели 101, люминесцентный дисплей, показывающий выходную мощность (под дисплеем ясно указано "при 0 дБ мощность 20 Вт"). Ручки все пластиковые, покрашены под металл, зато передняя панель - алюминиевая, с элегантной выфрезерованной полоской. Корпус усилителя сделан из фанеры и шпонирован, что придаёт ему весьма дорогой вид. Спереди есть специальные гнёзда под дополнительный магнитофон, причём они не являются дублирующими! Переключатель "корректор", видимо, выполняющий роль тонкомпенсации, немного прибавляет НЧ, но не настолько насколько хотелось бы. Вообще, усилитель этот чрезвычайно басовит и способен без труда раскачать на все своих 20 сиротских ватт такие колонки как S-90, например. Лично я пробовал подключать такой же усилитель к 35АС-015, ещё на своей "малой родине", качало некисло, особенно если сравнить с "Кометой". Чисто субъективно Radiotehnika-7101 играет громче, басовитее и плотнее, чем "Вега-120". Модель 7101 - то же самое, что Radiotehnika-101, но отличается немногими конструктивными мелочами. Например, гнездо наушников тут под "большой" jack.

(продолжение следует...)

воскресенье, 9 января 2011 г.

My Hi-Fi (часть 2)

(продолжение)

На новом месте

Здесь появлялось у меня достаточно много техники, поэтому я решил, что лучше просто разбить её по категориям и описать в достаточном объёме.

Акустические системы

35АС-021 "Эстония"

Лучшая акустика из всех колонок, что мне доводилось слышать. А слышал много разных, в том числе и дорогих зарубежных. Есть один недостаток, присущий многим нынешним колонкам - слегка неестественный, грубоватый, "пластмассовый" звук, задранный на верхах. Вот как раз этого недостатка и лишены 35АС-021. Конструкция, подсмотренная у Technics 80-х, не вызывает сомнений. Нехарактерное сочетание для тогдашних колонок: сотовые НЧ + купольные СЧ и ВЧ. Два фазоинвертора небольшого диаметра выведены на переднюю панель, задняя оснащена винтовыми клеммами для провода. Клеммы простые, "железные", с пластиковыми барашками и мелкими отверстиями под провода, но, как показывает практика, их вполне достаточно. При открытии задней стенки, можно обнаружить то, что всё собрано весьма аккуратно и качественно, за тем исключением, что ватина на стенки немного пожалели. Конечно, это можно дополнить самому, что я и сделал. Главное при этом - не закрывать туннели фазоинвертора. НЧ-головка имеет отверстие в кёрне магнита, за счёт чего охлаждается очень хорошо и может выдерживать значительную мощность. Закрываем, внутри больше делать нечего. Слушаем. Такие колонки я слушал от многих усилителей, могу сказать по ним одно: безоговорочно выиграл "Бриг-001".

С такими усилителями играет хорошо:

Амфитон А1-01,

Кумир-001

Электроника-017 (по мере возможности, но вообще сам усилок худ)

Бриг-001


С такими усилителями играет плохо:

Pioneer-A109, A209, A504, A404.

Radiotehnika-101

Вега-120

Для того, чтобы тяжёлые металлические диффузоры раскачать, надо усилитель с высоким выходным током и довольно высокой мощностью, иначе звук будет вялым и неинтересным, "бубнящим". Усилитель должен быть около 50-100 вт (долговременная мощность), с мощным трансформатором и хорошими конденсаторами на питании. Бриг-001 вполне соответствует такому описанию, и звук с ним просто отличный - мягкий, открытый, с лёгким оттенком элитарности, очень уютный. Где надо - может побряцать мускулами (например, на оркестровых tutti), где надо - проявить элегантную подачу материала (jazz, soul, house с негритянским вокалом, bluez), а где и показать невиданную экспрессию (d'n'b, hardcore, рэп типа ONYX или Cypress Hill), но последнее - напускное. Основная стезя 35АС-021 это спокойная музыка, которую они любят и умеют играть на любой громкости. Недостатки у "Эстонии", как у любых других колонок есть: могут быстро перегружаться по НЧ, сложно подобрать усилитель и место расстановки колонок. Но это ничто по сравнению с тем, что можно добиться от них. Великолепная покупка.

Таких колонок у меня было две пары. Первую пару я продал (нужны были деньги на другой усилитель) с умыслом, что "сейчас купил, куплю и потом". Не тут-то было. Долго я искал по объявлениям эти колонки, но встретились они мне лишь через пару-тройку лет, у одного клиента, которому настраивал комп. Я сразу понял, что клиент этот - большой любитель музыки, у него стояла винтажная акустика JVC, различная крутая аппаратура, а в уголке приютились два знакомых силуэта... "Это же "021-е"!" - воскликнул я, и в один прекрасный день мы с этим человеком сговорились и он продал мне их за 3000 руб., что я не посчитал большой суммой. Ещё бы - в сравнительном прослушивании винтажных JVC и 35АС-021 я отдал предпочтение последним! Это было окончательной точкой в том, что мне нравится в акустике.

25АС-326 "Электроника"


Идеальные колонки для разработки на их основе Акустики Своей Мечты. :) Распространённые размеры отверстий под динамики облегчают всевозможные проблемы, и в этих корпусах успели побывать низкочастотники от 20 до 150 ватт, "средники" от 4ГД-8Е до 30ГДС, пищалки от "кубышек" 5ГДВ-1-8 до разных импортных твитеров.

Со стандартными динамиками неплохо держит полную мощь усилителя "Кумир-001". Играет хорошо, но, честно говоря, никогда не слышал, как играют эти колонки со стандартными фильтрами, потому что я фильтры собирал сам (их не было). Я считаю, что это лучшие колонки, которые можно купить до 1000 рублей из б/у ассортимента. Если брать новые, то лучшие будут стоит на порядок больше, то есть около 10000 рублей.

25АС-416

Миниатюрная акустика, самая дрянная по звуку из всех, которые когда-либо я слышал. Купил из интереса одну колонку, чтобы посмотреть, что за "фрукт" такой - 25ГД-32. Корпус изготовлен из толстого пластика. Пищалка 2ГД-36 - в общем-то неплохая, но фильтр настолько сильно "фильтрует" высокие частоты, что звука от пищалки вообще не слышно. Остаётся звук от 25ГД-32, а он тоже не ахти какой. Динамик хорошо играет только один звук - "бум". Средние частоты напрочь провалены и задавлены, низкие частоты качают и бубнят. Динамик сам исключительно "дубовый" и мощный для своего размера (паспортная мощность 35 вт, прямо как у 35ГДН-1). Его подвес сделан из этакого "нечто" между резиной и пластиком, магнит увеличен вдвое по сравнению, с например, 10ГД-34, то есть на стандартный магнит наклеен ещё один на "отталкивание", что по идее должно увеличивать чувствительность, но только не здесь. Помимо всего прочего, динамик "попёрдывает" на громкости выше средней, даже от усилителя "Радиотехника-101", что делает его в принципе непригодным. Я вначале думал, что в зазоре катушке что-то мешает спокойно ходить, но "вскрытие показало", что внутри всё девственно чисто, и что это не более, чем недоработка, конструктивный дефект.

Да, в СССР умели делать акустику, но 25АС-416 не из их числа. :)

4А-28 в самодельных щитах

К сожалению, фоток не сохранилось. Замечательные кинотеатральные широкополосные динамики в щитах, которые могут играть... Не могу даже сравнить ни с чем, настолько их звук самобытен. Превосходный открытый, лёгкий, невесомый звук. Эта акустика была идеальна для спокойной нетяжёлой музыки и могла играть довольно громко. Динамики неплохо держали мощность усилителя "Радиотехника-101" и были жемчужиной коллекции до тех пор, пока один от времени не стал хрипеть. Было понятно, что в зазоре накопилась стружка, но ремонтировать эту акустику нет никакого желания - слишком тонкая работа.

AAR Kiwi Mark I


Акустика, сделавшая меня богатым. :) Когда я продал 35АС-021, очень хотел получить звук, похожий на них. К сожалению, подходящих динамиков не было под рукой, пришлось покупать импорт для "низов" и "верхов", средние же частоты озвучивают отечественные головки 35ГДС, диаметром 16 см. Корпуса использованы от 50АС-106 "Вега" и тщательно задемпфированы и проклеены. Передняя панель переработана, фазоинвертор единственный, круглый, и выведен на заднюю панель, настроен на 45 Гц. Туда же выведены и терминалы с позолочеными клеммами, очень удобными. Акустика отделана карпетом и продана в добрые руки.

По звучанию: по характеру оно близко к 35АС-021, но более "прохладное" и открытое. Хорошо воспроизводится любой вокал, но немного упрощённо на нижней середине. Бас напористый и динамичный, очень линейный. Высокие частоты - жемчужина акустики: бархатистые и ажурные, очень детальные. У Kiwi отличная стереопанорама, но есть недостаток самого нижнего баса, впрочем в пределах разумного. Колонки эти получились ещё "тяжелее" для усилителей, чем 35АС-021 и сборка пришлась на ту пору, когда я уже купил вторую пару 35АС-021, поэтому продал без особого сожаления, но рад, что моё детище теперь попало не абы к кому, а к человеку, который бережно относится к аппаратуре, и по его словам, он очень доволен этими колонками. Значит, труды не пропали зря.

6АС-2

А на самом деле, эта акустика у меня была, когда я в школе ещё учился. :) Забыл про неё написать, но что-то хорошее в ней было. Сейчас остался один только корпус от неё, и то весь покоцан и не подлежит восстановлению. Самое ценное в 6АС-2, что было - динамики. На НЧ там неплохой 10ГД-34, ещё старого образца, нормально сделанный. На ВЧ - 3ГД-2. В общем, набор динамиков, как в S-30, только всё запихано в маленький тонкостенный корпус. Естественно, когда я увидел такое "сокровище" внутри, то немедленно применил это по назначению, а корпуса так и стояли, теперь вот один уже остался. Советую покупать разве что ради динамиков - хорошего звука от 6АС-2 не добиться.

Radiotehnika S-30B

Простая акустика, которая звучит очень даже неплохо. Как я писал в первой части, было замечено лишь немного вещей, которые требовалось исправить, и ни одна из них не коснулась фильтра. он здесь рассчитан изумительно точно! "Лишняя деталь" - плата индикатора перегрузки, которая является не более, чем данью тогдашней моде (с конца 80-х вплоть до сегодняшних дней технику любят нагружать ненужными функциями, которые мало пригодятся, и лишь только портят эту технику) и портит звук. Но в целом S-30B восхитительны! Яркое, эмоциональное воспроизведение. С мощностью тоже хорошо справляются и могут неслабо "дать жару" от такого усилителя, как "Электроника-043", который я потом купил специально для них, чем был доволен. И, должен признать, подобный комплект может заткнуть за пояс любые мультимедийные колонки как по качеству звука, так и по громкости, поэтому настоятельно рекомендую попробовать S-30B и усилитель "Электроника-043" именно в качестве акустики для компьютера, благо что они имеют небольшие габариты, сравнимые с Microlab-Pro, например.

Также была у меня и акустика S-30A, последних выпусков, которая отличалась пониженной отдачей на низах (закрытый ящик), но тоже весьма и весьма недурная. Там я переделывал фильтр (в "стандарте" там стоит лишь конденсатор и резистор на пищалку) и добился нормального звучания. Позже был изготовлен сабвуфер для них из динамика 75ГДН-3, комплект успешно продан.

Yamaha NX-E800

Пожалуй, самые вменяемые двухполосники из всех, которые у меня были. Начну с дизайна. Он прост, но изысканен. Отличный рояльный чёрный лак. Да, друзья мои. Не то дерьмо, как на музцентрах LG или компьютерных колонках, а настоящий лак, ровно наложенный и превосходно выглядящий. Все стыки на колонках исключительно ровные. Динамики - все как на подбор. Отверстие фазоинвертора, правда, немного грубовато выглядит, но оно на задней стенке. Вы ведь туда нечасто заглядываете, так? :) Также сзади есть позолоченые клеммы с крупными отверстиями. И, да - у этой акустики 60 реальных ватт. Не верите? И я не верил, пока не послушал, что они могут. Их громкость сравнима с большими 35АС-021, даже громче, лишь с тем упором, что "021-е" куда более масштабно звучат, с полноценным басом. Но для миниатюрных полочников эти "Ямахи" басят как надо. Пищалки - купольные, шёлковые, пропитанные спецсоставом. Выглядят элегантно и звучат так же. Басовики - 13-сантиметровые, с полипропиленовыми диффузорами и пластиковыми корзинами. Если их выкрутить из корпусов, то глядя на миниатюрные магнитики, просто диву даёшься, откуда в этих динамиках столько мощи. Нет, в них не то кричаще-ухающее "нечто", как в кАлонках музыкальных центров, звук просто отменный. И, поверьте, на фоне любых компьютерных колонок, NX-E800 не будут выглядеть кисло, а самых дешёвых просто втопчут в землю.

Внутри всё более прозаично, нежели снаружи. Корпуса сделаны из MDF и не отличаются толщиной стенок. Внутри стоит распорка, склееная (да, мля, склееная!) из двух частей! Причём, её части отрезаны неровно и сильно отличаются размерами. Провода тонюсенькие, вместо полноценного кроссовера вшивый конденсаторчик, прям как в этих ваших "ЛыЖах"... Но, если не смотреть внутрь... Чёрт возьми, звучат ведь, собаки! :) И не поспоришь.

Помимо всего прочего, у них имеются защитные чёрные грили, немного дешевато выглядящие по сравнению с остальным лоском. Ну и фирменный шильд Yamaha там имеется. Без грилей с первого раза несведущему человеку сложно определить, что за акустика. Но, даже если эти малыши стоят у компа, с "микролабами" и "свенами" их не спутаешь. :) Особенно, когда рядом фирменный ресивер RX-E810. И стоят всего 5000 руб. в магазине. Вещь!

(продолжение следует...)



вторник, 4 января 2011 г.

My Hi-Fi (часть 1)

Начало
Немного предыстории. Это было лет десять назад. Я был весьма далёким от аудиотехники, меня заинтересовал ей один хороший человек, живущий тогда в соседнем доме... Человек этот на два года меня младше, но даже тогда отлично разбирался в радиоаппаратуре. И вот одним вечером заходит он ко мне, а у меня был майфун "великой кетайской марки" Silver, модель RX-5700AR. Вот, примерно так выглядел он:
Правда, был красного цвета и слегка другого дизайна спереди. Но суть одна - фоток не сохранилось, к сожалению, чтобы показать этот чудесный агрегат. В принципе, неплохая переносная магнитола с автореверсом и даже эквалайзером... Может, поэтому, он меня долго устраивал в качестве домашней балалайки. ^_^ Но человек, который пришёл ко мне был прямолинеен, и сразу же заявил "Как можно на такой технике музыку слушать?" И предложил принести свои колонки, "послушать настоящий бас". Как позже я узнал, это были 15АС-4 (15АС-404) производства БРЗ (позже ПО "Вега"). Вот так они выглядели:
К тому же, у одной из них не хватало задней стенки, но это суть мелочи. :) Динамики там стояли: 25ГД-26 (с "высоким" кобальтовым магнитом) на НЧ и 3ГД-31 на ВЧ. Но даже в таком виде звук этих колонок понравился больше, чем китайской магнитолы (усилителем послужил старенький монофонический "Аккорд-201"). Друг говорил: "Ты посмотри, какой бас!" И ведь не врал. Позже я купил у него эту акустику и стал её дорабатывать. В первую очередь вместо отсутствующей пищалки поставил первый попавшийся широкополосник (от приёмника "Альпинист-321"), заделал заднюю стенку и так и слушал, за неимением лучшего. Уже тогда для меня становилась недостижимым идеалом акустика S-90F, которую выставляли на улицу радушные хозяева магазинчика HotSound на рынке, и она там качала с лютой, бешенной громкостью. Хотелось дома поставить нечто подобное и забабахать какой-нибудь хард-транс на полняки, на все пять этажей. :) И я дал объяву в местную газетку. По объяве звонило немного народу. Конечно, в основном звонили всякие ублюдки, которые пытались впарить тухлую акустику подороже, но разок позвонил один толковый мужик, он предложил S-90 с усилком "Эстония-010" за 5 тысяч, пришлось отказаться - таких денег у меня тогда просто не было... И вот, однажды, поступило предложение, от которого я не смог отказаться. Человек, судя по разговору, знающий, предложил купить колонки 35АС-015, как он сказал "типа S-90". В один прекрасный день мы договорились послушать акустику. Вот такие колонки это были:
Надо сказать, что на меня, человека неподготовленного, звук от этих колонок произвёл неизгладимое впечатление. Мощный, насыщенный, напористый - то, что нужно было для хард-транса. Я мгновенно сказал: "Беру!" и купил за 1500 руб. Притаранили их с другом ко мне, подключили к "Аккорду-201", который уже был в роли усилителя для 15АС-4 и я остался недоволен - звук был не такой громкий, как был у мужика в хате, но друг констатировал "нужен мощный усилитель". Я почему-то подумал, что усилитель не так важен и забил, слушал так. :) А было это до тех пор, пока у одной девки не услышал майфун "Комета-225" с колонками от него же. Оказалось, что громкий звук можно извлечь и из такого малогабаритного аппарата, чем мне очень такой майфун и понравился. Вот он:
Видимо, 10-ваттный усилок всё же сыграл свою однозначную роль, и я, когда гостил в Томске, продал кассетный плеер Panasonic в комиссионке, немного добавил и купил за 1000 руб отличную "Комету" первых выпусков (стрелочные индикаторы, круглые ручки). Состояние было идеальным, правда там обнаружились свои конструктивные заморочки. Во-первых, моторчик... Нет. МОТОРИЩЕ! Вот так лучше. Он просто гигантский, работает от 220В, жутко шумит сразу после включения и может запросто порвать плёнку при перемотке (перематывает необычайно быстро). Между прочим, всех этих недостатков лишены более поздние "Кометы" с маленьким и тихим моторчиком. Во-вторых, пассики, которые идут с моторчика на ЛПМ и с ЛПМ на счётчик. На второй я забил, потому что счётчиком не пользовался, а первый любил слетать с маховика почему-то. Но, даже не смотря на это, я был очень доволен и очень любил слушать музыку на "Комете". Особенно любил вынести всё в зал, подключить 35АС-015 вместо штатных колонок и "дать гари", чтоб люстра зазвенела. :) Помню, когда сдавал последний экзамен в школе, пришёл уставший домой и врубил на полную Don Pablo's Animals "Magic Fly"... Классная музыка в классном качестве. Гусары с "Аккуфейзами" и "Блунотами", молчать. Первые впечатления не заменит ничто. После, без сожаления, продал 35АС-015 своему другу (тому самому), который их после этого слушал довольно долго, но это уже другая история. У знакомого купил отдельно корпуса и динамики от 25АС-326, решил сам попрактиковаться в сборке и пайке. Ещё я тогда думал, что если ВЧ-шки поставить как у 35АС-015, то это будет "почти s-90", только значительно меньше в габаритах, но пришлось уехать учиться в другой город. Колоночки вот такие, кстати (динамики 25ГД-26Б, 15ГД-11А, 3ГД-31):

Первый hi-fi
Учился в Новосибирске после окончания школы. Жил у родственников, и однажды нашёл у них журналы "Радио" 80-х годов. Чего тут только не было! И я загорелся целью непременно и в кратчайшие сроки собрать свою "стойку аппаратуры", купил газету "Из рук в руки" и просто обалдел от выбора! Сначала я решил купить сам источник. Выбор был для меня однозначным - "Вега-МП120". Такой был у моего дяди и очень мне нравился.
Покупал на Троллейном у знающего паренька за 500 руб., повёз домой. Дома включаю - не работает ни разу. Сдал в ремонт, отдал 200 руб. и всё заработало. :) Рад. Рад! В журнале "Радио" прочёл недокументированные функции "120-й", запрограммировал - всё работает! Снова рад! Звук отличный, все функции выполняются чётко, не глючат - что ещё надо? И я подумал, почему бы не купить в пару к майфуну усилок "Вега-10У120"? Что и было сделано. Мы с бывшим одноклассником ездили на Кошурникова искать дом продавца. После долгих поисков и встречи, он повёл нас по каким-то подвалам и в одной тесной комнатушке мы увидели огромное количество аппаратуры. Стояла и пара усилков "Вега-10У120", но моё внимание привлекли неизвестные мне колонки со странными, гладкими и плоскими, как сковорода, динамиками... "Что это за акустика?" - спросил я. "130АС. Союз". - ответил продавец. Я был ошарашен. Дело в том, что в обожаемом мною журнале "Радио" тогда фигурировала акустика 100АС как самая мощная. Тут же аж 130 советских ватт! Я даже не стал спрашивать про цену, заранее зная, что таких денег у меня точно нет и появятся не скоро. А что же усилитель "Вега"? Да вот он:
Клёвый усилок. Простой, непримечательный. "Рабочая лошадка" в мире аудиотехники. Звучит почти нейтрально, не блёкло, но и не особо выразительно. Исключительно надёжен и прост. Минус один - не тянет колонки "тяжелее", чем 25АС-109-2 (для которых и предназначался). Достался мне за 700 руб.
Чтобы не покупать лишней крутой акустики (а музыку-то послушать хотелось) - ведь дома стоят "почти S-90" в лице 25АС-326, принял решение купить по дешёвке акустику от "Кометы". Купил опять же у каких-то перекупщиков, пара колоночек влезла в пару клетчатых бело-чёрно-красных баулов. Дома выяснилось, что одна колонка пердит, пришлось её раскурочить. Там внутри была чья-то майка, а диффузор НЧ-динамика какой-то кретин приклеил поверх подвеса, от чего катушка дина уже не находилась посередине магнитного зазора и динамик откровенно "пердел". Починив всё это дело, я включил на полняки свою новоиспечённую систему и заметил, что от этого усилка колонки играют значительно громче, чем от майфуна "Комета".

Затишье перед бурей
Но, не срослось, не сложилось с учёбой в Новосибирске и вернулся я в свой город. Конечно, одно из самых крупных положительных событий, которые у меня произошли, это то, что собрал колонки 25АС-326 и спаял к ним фильтр по схеме Ю. Дли из журнала "Радио", но он немного не устроил меня в том плане, что ВЧ были слегка завалены, пришлось уменьшить резюк на ВЧ до 3.0 Ом. Смастерил фазики в отверстия ВЧ-динамиков, а сами твитеры заменил на 6ГДВ-1, закрепив их на специальных кронштейнах. Один друг (не тот, что увлекается радиоаппаратурой), приехавший погостить из Томска, послушав мою технику, сказал восхищённо: "Стерео!" и заулыбался - рот до ушей. После этого я стал горд за проделанную работу и решил не останавливаться на достигнутом. Дело в том, что за время учёбы в Новосибирске, я купил - ни много, ни мало - 10 CD и их нужно было на чём-то проигрывать. Замечательный TEAC CD-P1800 стал настоящей жемчужиной в моей стойке аппаратуры. Таков он:
Даже не знаю, что сказать про этот проигрыватель. Он просто идеален. Прекрасный, тихий привод, удобный пульт, бестормозная работа и слаженность всех действий... А звук! Бархатный, комфортный, уютный и чрезвычайно интимный саунд (как бы он спелся сейчас с замечательным усилком "Бриг-001" и колонками 35АС-021, если бы работал!) с поразительно пространственной стереопанорамой, изобилующей почти осязаемыми источниками. Разрешение было такое, что всех музыкантов в оркестре можно было по головам сосчитать! Поначалу я боялся подключать аппарат к усилителю, потому что он имеет 2В на выходе и спаял специальную схему с резисторами, но потом успокоился - ведь всё было нормально! - и слушал as is as. Далее комплект аппаратуры пополнился электрофоном "Вега-109".
Отличный вертак, с него началось моё увлечение винилом. Всё было более, чем просто. Летом мы часто собирались с друзьями у нашего общего знакомого, и как-то раз я увидел, что у него на шкафу стоит этот аппарат. Я попросил продемонстрировать, "как оно", когда играет пластинка, чисто ради прикола. Знакомый ответил: "Да зачем тебе это, ну его, это родители слушают свою музыку". Но я был настойчив и знакомый подключил электрофон и поставил пластинку Technotronic "This Beat Is Technotronic" и я просто был ошарашен! Да, звук был грязноват, но что-то в нём было магическое, чарующее, что я захотел купить в точности такой же вертак, что и сделал в ближайшее время. Надо отметить, что при номинальной мощности в 10 ватт, максимальная у него явно выше, чем у "Кометы", хотя это и нигде не написано. Звук громче и насыщеннее. Но недолго мне было слушать винилы, потому что летом я поступил на учёбу в Томск и поселился на чужой квартире.

Всё отлично
Хозяйкой квартиры была женщина-врач, которой не было целыми днями дома. Зато у неё был музыкальный центр Aiwa, громкий, но не отличавшийся сколько-нибудь приемлимым качеством звука. У меня же был купленный специально в дорогу лёгкий переносной центрик Soundmax с "прицепными" пластмассовыми колонками и ещё значительно более худшим звуком. Чтобы хоть как-нибудь облагородить звук и не выглядеть так бледно на фоне хозяйкиной "Айвы", я купил колоночки S-30B всё по той же замечательной газете "Из рук в руки", чем был доволен. И, хотя, магнитолка выдавала вшивые 5 ватт/канал, получалось неплохо по качеству звука, что до громкости, то она оставалась мизерной и требовался мощный усилитель. Вот такие колоночки были:
Они достались мне за 700 руб. в состоянии "муха не сидела". Свежие, как будто только что из магазина. К сожалению, были обнаружены несколько производственных дефектов. Например, поролоновый уплотнитель, находящийся под одним из низкочастотных динамиков выпирал в одном месте настолько, что в один прекрасный момент вырвался и оттуда начал сифонить воздух (колонки прослушивались от центра Aiwa, поскольку он был мощнее моего Soundmax'a). Также была замечена разгерметизация задних крышек. Дело в том, что крышки сделаны из пластмассы, причём не очень плотной, а уплотнителем между крышкой и корпусом служит самый обычный пластилин. Неполадки были устранены в самые кратчайшие сроки, после чего я впредь был доволен этими колонками.
Но усилитель был нужен, и я привёз из дома свой "легендарный" комплект "Вега". :) В те же дни я познакомился с одним продавцом аппаратуры, которого звали Геннадий. У него были замечательные колонки 25АС-027 с ленточными пищалками, и даже более того - знаменитые 35АС-021 "Эстония". То, что они - "папы" тех "Союзов-130АС", узнал позже. Я был покорён звуком и внешним видом "Эстонии", в одном из номеров "Радио" была их фотка, которую я увидел ещё тогда и сразу понял, что это "моё" - сочетание мощности, качества звука и классного дизайна сразу привлекло внимание. Посмотрите сами на эти восхитительные спикеры:
Динамики у этих колонок тоже необычные. Кто не знает, НЧ там с сотовым металлическим диффузором, СЧ и ВЧ купольные с отличнейшим, прозрачным как роса, звуком. Мы с Геннадием устроили небольшой бартер, в ход пошла моя "Вега-МП120" и Soundmax. Доплатив ещё 1500 руб., я получил в своё распоряжение не колонки - Мечту!
Первый раз я увидел колонки, в которых нечего дорабатывать. Они были сделаны из толстенных фанерных плит, качественно спаяны и покрыты лаком. Правда, я снял решётки - так, на мой взгляд, лучше выглядит. При покупке у меня был выбор - купить за 1500 руб. 25АС-027 или докинуть майфуны и взять "Эстонию". 25АС безоговорочно слили прибалтийским "монолитам" по всем статьям, и я выбрал последние. Какое-то время я слушал 35АС-021 с усилком "Вега". Усилитель не рыпался, не моргал "перегрузкой", как когда я подключал 35АС-015 у друга, но мощности определённо не хватало на раскачку тяжеленных диффузоров и, вооружившись снова газетой, я приобрёл усилитель "Кумир-001". Вот он:
У него после покупки оказался похрипывающий правый канал. Недолго думая, я открутил оба транзюка справа, отпаял их, поехал в магазин, купил такие же и припаял новые. :) Всё было от балды, но усилок заиграл нормально! Потом я заменил все кондёры на питании на фирменные, засим твик закончился. Я просто слушал этот усилок и радовался отличному звуку. 35 ватт / канал - его номинальная мощность, это значит примерно от 50 до 70 ватт может быть максимальная. И это ощущалось - "Эстонии", подключенные к "Кумиру", сотрясали воздух с 4-го до 1-го этажа, и я бы даже сказал, что это был достаточный уровень громкости для дома. Если сомневаетесь по поводу "брать - не брать", покупайте 35АС-021 и усилитель "Кумир-001" - это весьма талантливая пара.
Майфуна не было - купил "Электронику-208":
У деки не хватало пластиковой крышки и "бегунки" в дисплее бегали быстрее, чем нужно. Всё тот же двиган на 220В, как в "Комете", шумный и щёлкающий ЛПМ... Даже не знаю, что хорошего сказать про сей пепелац. Единственным критерием моего выбора была тогда его ширина - такая же, как у "Кумира": 46 см. Глупо. Но майфун нормально продюжил у меня около полугода или меньше, затем я от него избавился, продав кому-то. Разительный контраст с технологичной и удобнейшей "Вегой-МП120".
Отличительной вехой стало появление в моём логове комплектика "Вега-122", кроме усилителя.
На самом деле, это было как раз во время появления у меня колонок "Эстония", ну или за пару недель до того. Вертушка "ЭП122", дека "МП122" и сидюк "ПКД122". Обо всём расскажу по порядку. Вертушка была куплена у того самого друга, который меня ввёл в курс дела. Понравилось полностью автоматическое управление и звук, явно лучший чем у "Веги-109", которая была у меня. Были лёгкие косяки со скоростью, пришлось перепаять пару электролитов в плате (она очень маленькая и простая), после чего вертушка работала идеально и радовала слух.
Дека. Ох, ё... Меня много отговаривали от покупки оной. В отличие от "Веги-МП120", "122-я" не имеет программатора, но она двухкассетная. Главной особенностью модели является радикально низкое качество сборки (модель делалась в трудные для страны годы, что недвусмысленно сказалось на ней). В первые же дни дека заглючила (отказала кнопка Play в левом кармане) и пришлось её сдать в ремонт. Но, даже после ремонта дека работала очень "весело": например, когда включался холодильник на кухне, дека переходила из Play в Stop, во время перемотки могла останавливаться, когда нажимаешь клавиши - могла "тормозить" и так далее. Сидюк "ПКД-122" - это замечательный такой сидюк с японской начинкой и советским корпусом, БП и усилителем наушников. По звуку не сильно отстаёт от TEAC CD-P1800, но играет попроще и поярче (более радостно), из всей "122-й" серии это самый лучший компонент. Минус у него был один - чрезвычайно капризен к дискам и любит только качественные. CD-R читает выборочно.
Ещё один занятный девайс, который был у меня в то время - тюнер "Эстония-010", который я купил также у Геннадия.
К сожалению, изначально тюнер проигрывал всё с монофоническим звуком, даже когда высвечивался светодиод "Стерео". В остальном нареканий к этому массивному и добротному аппарату нет - изумительное качество отделки (общая концепция дизайна новозбранно спизжена с японской Optonica (Sharp), мягкое вращение рукоятки настройки (сделана из металла!) и нажатие кнопок, стильная подсветка шкалы. Звук на максимальном уровне качества для FM-тюнеров: мягкий, воздушный, с телесным, хорошо артикулированным басом и снежно-серебристыми ВЧ. Замечательный звук. Я слушал "Ретро FM" и записывал на кассеты - выходила практически студийная запись. Минус тюнера - плохая избирательность. С помощью верньера трудно поймать нужную станцию: крутить нужно на доли миллиметра. Может быть, это дефект именно моего тюнера, но я предпочитал все нужные станции забить на специальные кнопки, благо это возможно и совершенно не составляет труда. Долго я хотел купить и двухблочный усилитель "Эстония-010", но с тех пор потерял надежду его найти в достойном состоянии.
До переезда в свою квартиру я продал "Вегу-ПКД122" и "Вегу-МП122". Заезжал на новое место со следующим оборудованием: вертушка "Вега-ЭП122", усилитель "Кумир-001", акустика 35АС-021 "Эстония" и Radiotehnika S-30B, сидюк TEAC CD-P1800, тюнер "Эстония-010". Позже привёз 25АС-326, собранные мной.

(продолжение следует...)