вторник, 4 января 2011 г.

My Hi-Fi (часть 1)

Начало
Немного предыстории. Это было лет десять назад. Я был весьма далёким от аудиотехники, меня заинтересовал ей один хороший человек, живущий тогда в соседнем доме... Человек этот на два года меня младше, но даже тогда отлично разбирался в радиоаппаратуре. И вот одним вечером заходит он ко мне, а у меня был майфун "великой кетайской марки" Silver, модель RX-5700AR. Вот, примерно так выглядел он:
Правда, был красного цвета и слегка другого дизайна спереди. Но суть одна - фоток не сохранилось, к сожалению, чтобы показать этот чудесный агрегат. В принципе, неплохая переносная магнитола с автореверсом и даже эквалайзером... Может, поэтому, он меня долго устраивал в качестве домашней балалайки. ^_^ Но человек, который пришёл ко мне был прямолинеен, и сразу же заявил "Как можно на такой технике музыку слушать?" И предложил принести свои колонки, "послушать настоящий бас". Как позже я узнал, это были 15АС-4 (15АС-404) производства БРЗ (позже ПО "Вега"). Вот так они выглядели:
К тому же, у одной из них не хватало задней стенки, но это суть мелочи. :) Динамики там стояли: 25ГД-26 (с "высоким" кобальтовым магнитом) на НЧ и 3ГД-31 на ВЧ. Но даже в таком виде звук этих колонок понравился больше, чем китайской магнитолы (усилителем послужил старенький монофонический "Аккорд-201"). Друг говорил: "Ты посмотри, какой бас!" И ведь не врал. Позже я купил у него эту акустику и стал её дорабатывать. В первую очередь вместо отсутствующей пищалки поставил первый попавшийся широкополосник (от приёмника "Альпинист-321"), заделал заднюю стенку и так и слушал, за неимением лучшего. Уже тогда для меня становилась недостижимым идеалом акустика S-90F, которую выставляли на улицу радушные хозяева магазинчика HotSound на рынке, и она там качала с лютой, бешенной громкостью. Хотелось дома поставить нечто подобное и забабахать какой-нибудь хард-транс на полняки, на все пять этажей. :) И я дал объяву в местную газетку. По объяве звонило немного народу. Конечно, в основном звонили всякие ублюдки, которые пытались впарить тухлую акустику подороже, но разок позвонил один толковый мужик, он предложил S-90 с усилком "Эстония-010" за 5 тысяч, пришлось отказаться - таких денег у меня тогда просто не было... И вот, однажды, поступило предложение, от которого я не смог отказаться. Человек, судя по разговору, знающий, предложил купить колонки 35АС-015, как он сказал "типа S-90". В один прекрасный день мы договорились послушать акустику. Вот такие колонки это были:
Надо сказать, что на меня, человека неподготовленного, звук от этих колонок произвёл неизгладимое впечатление. Мощный, насыщенный, напористый - то, что нужно было для хард-транса. Я мгновенно сказал: "Беру!" и купил за 1500 руб. Притаранили их с другом ко мне, подключили к "Аккорду-201", который уже был в роли усилителя для 15АС-4 и я остался недоволен - звук был не такой громкий, как был у мужика в хате, но друг констатировал "нужен мощный усилитель". Я почему-то подумал, что усилитель не так важен и забил, слушал так. :) А было это до тех пор, пока у одной девки не услышал майфун "Комета-225" с колонками от него же. Оказалось, что громкий звук можно извлечь и из такого малогабаритного аппарата, чем мне очень такой майфун и понравился. Вот он:
Видимо, 10-ваттный усилок всё же сыграл свою однозначную роль, и я, когда гостил в Томске, продал кассетный плеер Panasonic в комиссионке, немного добавил и купил за 1000 руб отличную "Комету" первых выпусков (стрелочные индикаторы, круглые ручки). Состояние было идеальным, правда там обнаружились свои конструктивные заморочки. Во-первых, моторчик... Нет. МОТОРИЩЕ! Вот так лучше. Он просто гигантский, работает от 220В, жутко шумит сразу после включения и может запросто порвать плёнку при перемотке (перематывает необычайно быстро). Между прочим, всех этих недостатков лишены более поздние "Кометы" с маленьким и тихим моторчиком. Во-вторых, пассики, которые идут с моторчика на ЛПМ и с ЛПМ на счётчик. На второй я забил, потому что счётчиком не пользовался, а первый любил слетать с маховика почему-то. Но, даже не смотря на это, я был очень доволен и очень любил слушать музыку на "Комете". Особенно любил вынести всё в зал, подключить 35АС-015 вместо штатных колонок и "дать гари", чтоб люстра зазвенела. :) Помню, когда сдавал последний экзамен в школе, пришёл уставший домой и врубил на полную Don Pablo's Animals "Magic Fly"... Классная музыка в классном качестве. Гусары с "Аккуфейзами" и "Блунотами", молчать. Первые впечатления не заменит ничто. После, без сожаления, продал 35АС-015 своему другу (тому самому), который их после этого слушал довольно долго, но это уже другая история. У знакомого купил отдельно корпуса и динамики от 25АС-326, решил сам попрактиковаться в сборке и пайке. Ещё я тогда думал, что если ВЧ-шки поставить как у 35АС-015, то это будет "почти s-90", только значительно меньше в габаритах, но пришлось уехать учиться в другой город. Колоночки вот такие, кстати (динамики 25ГД-26Б, 15ГД-11А, 3ГД-31):

Первый hi-fi
Учился в Новосибирске после окончания школы. Жил у родственников, и однажды нашёл у них журналы "Радио" 80-х годов. Чего тут только не было! И я загорелся целью непременно и в кратчайшие сроки собрать свою "стойку аппаратуры", купил газету "Из рук в руки" и просто обалдел от выбора! Сначала я решил купить сам источник. Выбор был для меня однозначным - "Вега-МП120". Такой был у моего дяди и очень мне нравился.
Покупал на Троллейном у знающего паренька за 500 руб., повёз домой. Дома включаю - не работает ни разу. Сдал в ремонт, отдал 200 руб. и всё заработало. :) Рад. Рад! В журнале "Радио" прочёл недокументированные функции "120-й", запрограммировал - всё работает! Снова рад! Звук отличный, все функции выполняются чётко, не глючат - что ещё надо? И я подумал, почему бы не купить в пару к майфуну усилок "Вега-10У120"? Что и было сделано. Мы с бывшим одноклассником ездили на Кошурникова искать дом продавца. После долгих поисков и встречи, он повёл нас по каким-то подвалам и в одной тесной комнатушке мы увидели огромное количество аппаратуры. Стояла и пара усилков "Вега-10У120", но моё внимание привлекли неизвестные мне колонки со странными, гладкими и плоскими, как сковорода, динамиками... "Что это за акустика?" - спросил я. "130АС. Союз". - ответил продавец. Я был ошарашен. Дело в том, что в обожаемом мною журнале "Радио" тогда фигурировала акустика 100АС как самая мощная. Тут же аж 130 советских ватт! Я даже не стал спрашивать про цену, заранее зная, что таких денег у меня точно нет и появятся не скоро. А что же усилитель "Вега"? Да вот он:
Клёвый усилок. Простой, непримечательный. "Рабочая лошадка" в мире аудиотехники. Звучит почти нейтрально, не блёкло, но и не особо выразительно. Исключительно надёжен и прост. Минус один - не тянет колонки "тяжелее", чем 25АС-109-2 (для которых и предназначался). Достался мне за 700 руб.
Чтобы не покупать лишней крутой акустики (а музыку-то послушать хотелось) - ведь дома стоят "почти S-90" в лице 25АС-326, принял решение купить по дешёвке акустику от "Кометы". Купил опять же у каких-то перекупщиков, пара колоночек влезла в пару клетчатых бело-чёрно-красных баулов. Дома выяснилось, что одна колонка пердит, пришлось её раскурочить. Там внутри была чья-то майка, а диффузор НЧ-динамика какой-то кретин приклеил поверх подвеса, от чего катушка дина уже не находилась посередине магнитного зазора и динамик откровенно "пердел". Починив всё это дело, я включил на полняки свою новоиспечённую систему и заметил, что от этого усилка колонки играют значительно громче, чем от майфуна "Комета".

Затишье перед бурей
Но, не срослось, не сложилось с учёбой в Новосибирске и вернулся я в свой город. Конечно, одно из самых крупных положительных событий, которые у меня произошли, это то, что собрал колонки 25АС-326 и спаял к ним фильтр по схеме Ю. Дли из журнала "Радио", но он немного не устроил меня в том плане, что ВЧ были слегка завалены, пришлось уменьшить резюк на ВЧ до 3.0 Ом. Смастерил фазики в отверстия ВЧ-динамиков, а сами твитеры заменил на 6ГДВ-1, закрепив их на специальных кронштейнах. Один друг (не тот, что увлекается радиоаппаратурой), приехавший погостить из Томска, послушав мою технику, сказал восхищённо: "Стерео!" и заулыбался - рот до ушей. После этого я стал горд за проделанную работу и решил не останавливаться на достигнутом. Дело в том, что за время учёбы в Новосибирске, я купил - ни много, ни мало - 10 CD и их нужно было на чём-то проигрывать. Замечательный TEAC CD-P1800 стал настоящей жемчужиной в моей стойке аппаратуры. Таков он:
Даже не знаю, что сказать про этот проигрыватель. Он просто идеален. Прекрасный, тихий привод, удобный пульт, бестормозная работа и слаженность всех действий... А звук! Бархатный, комфортный, уютный и чрезвычайно интимный саунд (как бы он спелся сейчас с замечательным усилком "Бриг-001" и колонками 35АС-021, если бы работал!) с поразительно пространственной стереопанорамой, изобилующей почти осязаемыми источниками. Разрешение было такое, что всех музыкантов в оркестре можно было по головам сосчитать! Поначалу я боялся подключать аппарат к усилителю, потому что он имеет 2В на выходе и спаял специальную схему с резисторами, но потом успокоился - ведь всё было нормально! - и слушал as is as. Далее комплект аппаратуры пополнился электрофоном "Вега-109".
Отличный вертак, с него началось моё увлечение винилом. Всё было более, чем просто. Летом мы часто собирались с друзьями у нашего общего знакомого, и как-то раз я увидел, что у него на шкафу стоит этот аппарат. Я попросил продемонстрировать, "как оно", когда играет пластинка, чисто ради прикола. Знакомый ответил: "Да зачем тебе это, ну его, это родители слушают свою музыку". Но я был настойчив и знакомый подключил электрофон и поставил пластинку Technotronic "This Beat Is Technotronic" и я просто был ошарашен! Да, звук был грязноват, но что-то в нём было магическое, чарующее, что я захотел купить в точности такой же вертак, что и сделал в ближайшее время. Надо отметить, что при номинальной мощности в 10 ватт, максимальная у него явно выше, чем у "Кометы", хотя это и нигде не написано. Звук громче и насыщеннее. Но недолго мне было слушать винилы, потому что летом я поступил на учёбу в Томск и поселился на чужой квартире.

Всё отлично
Хозяйкой квартиры была женщина-врач, которой не было целыми днями дома. Зато у неё был музыкальный центр Aiwa, громкий, но не отличавшийся сколько-нибудь приемлимым качеством звука. У меня же был купленный специально в дорогу лёгкий переносной центрик Soundmax с "прицепными" пластмассовыми колонками и ещё значительно более худшим звуком. Чтобы хоть как-нибудь облагородить звук и не выглядеть так бледно на фоне хозяйкиной "Айвы", я купил колоночки S-30B всё по той же замечательной газете "Из рук в руки", чем был доволен. И, хотя, магнитолка выдавала вшивые 5 ватт/канал, получалось неплохо по качеству звука, что до громкости, то она оставалась мизерной и требовался мощный усилитель. Вот такие колоночки были:
Они достались мне за 700 руб. в состоянии "муха не сидела". Свежие, как будто только что из магазина. К сожалению, были обнаружены несколько производственных дефектов. Например, поролоновый уплотнитель, находящийся под одним из низкочастотных динамиков выпирал в одном месте настолько, что в один прекрасный момент вырвался и оттуда начал сифонить воздух (колонки прослушивались от центра Aiwa, поскольку он был мощнее моего Soundmax'a). Также была замечена разгерметизация задних крышек. Дело в том, что крышки сделаны из пластмассы, причём не очень плотной, а уплотнителем между крышкой и корпусом служит самый обычный пластилин. Неполадки были устранены в самые кратчайшие сроки, после чего я впредь был доволен этими колонками.
Но усилитель был нужен, и я привёз из дома свой "легендарный" комплект "Вега". :) В те же дни я познакомился с одним продавцом аппаратуры, которого звали Геннадий. У него были замечательные колонки 25АС-027 с ленточными пищалками, и даже более того - знаменитые 35АС-021 "Эстония". То, что они - "папы" тех "Союзов-130АС", узнал позже. Я был покорён звуком и внешним видом "Эстонии", в одном из номеров "Радио" была их фотка, которую я увидел ещё тогда и сразу понял, что это "моё" - сочетание мощности, качества звука и классного дизайна сразу привлекло внимание. Посмотрите сами на эти восхитительные спикеры:
Динамики у этих колонок тоже необычные. Кто не знает, НЧ там с сотовым металлическим диффузором, СЧ и ВЧ купольные с отличнейшим, прозрачным как роса, звуком. Мы с Геннадием устроили небольшой бартер, в ход пошла моя "Вега-МП120" и Soundmax. Доплатив ещё 1500 руб., я получил в своё распоряжение не колонки - Мечту!
Первый раз я увидел колонки, в которых нечего дорабатывать. Они были сделаны из толстенных фанерных плит, качественно спаяны и покрыты лаком. Правда, я снял решётки - так, на мой взгляд, лучше выглядит. При покупке у меня был выбор - купить за 1500 руб. 25АС-027 или докинуть майфуны и взять "Эстонию". 25АС безоговорочно слили прибалтийским "монолитам" по всем статьям, и я выбрал последние. Какое-то время я слушал 35АС-021 с усилком "Вега". Усилитель не рыпался, не моргал "перегрузкой", как когда я подключал 35АС-015 у друга, но мощности определённо не хватало на раскачку тяжеленных диффузоров и, вооружившись снова газетой, я приобрёл усилитель "Кумир-001". Вот он:
У него после покупки оказался похрипывающий правый канал. Недолго думая, я открутил оба транзюка справа, отпаял их, поехал в магазин, купил такие же и припаял новые. :) Всё было от балды, но усилок заиграл нормально! Потом я заменил все кондёры на питании на фирменные, засим твик закончился. Я просто слушал этот усилок и радовался отличному звуку. 35 ватт / канал - его номинальная мощность, это значит примерно от 50 до 70 ватт может быть максимальная. И это ощущалось - "Эстонии", подключенные к "Кумиру", сотрясали воздух с 4-го до 1-го этажа, и я бы даже сказал, что это был достаточный уровень громкости для дома. Если сомневаетесь по поводу "брать - не брать", покупайте 35АС-021 и усилитель "Кумир-001" - это весьма талантливая пара.
Майфуна не было - купил "Электронику-208":
У деки не хватало пластиковой крышки и "бегунки" в дисплее бегали быстрее, чем нужно. Всё тот же двиган на 220В, как в "Комете", шумный и щёлкающий ЛПМ... Даже не знаю, что хорошего сказать про сей пепелац. Единственным критерием моего выбора была тогда его ширина - такая же, как у "Кумира": 46 см. Глупо. Но майфун нормально продюжил у меня около полугода или меньше, затем я от него избавился, продав кому-то. Разительный контраст с технологичной и удобнейшей "Вегой-МП120".
Отличительной вехой стало появление в моём логове комплектика "Вега-122", кроме усилителя.
На самом деле, это было как раз во время появления у меня колонок "Эстония", ну или за пару недель до того. Вертушка "ЭП122", дека "МП122" и сидюк "ПКД122". Обо всём расскажу по порядку. Вертушка была куплена у того самого друга, который меня ввёл в курс дела. Понравилось полностью автоматическое управление и звук, явно лучший чем у "Веги-109", которая была у меня. Были лёгкие косяки со скоростью, пришлось перепаять пару электролитов в плате (она очень маленькая и простая), после чего вертушка работала идеально и радовала слух.
Дека. Ох, ё... Меня много отговаривали от покупки оной. В отличие от "Веги-МП120", "122-я" не имеет программатора, но она двухкассетная. Главной особенностью модели является радикально низкое качество сборки (модель делалась в трудные для страны годы, что недвусмысленно сказалось на ней). В первые же дни дека заглючила (отказала кнопка Play в левом кармане) и пришлось её сдать в ремонт. Но, даже после ремонта дека работала очень "весело": например, когда включался холодильник на кухне, дека переходила из Play в Stop, во время перемотки могла останавливаться, когда нажимаешь клавиши - могла "тормозить" и так далее. Сидюк "ПКД-122" - это замечательный такой сидюк с японской начинкой и советским корпусом, БП и усилителем наушников. По звуку не сильно отстаёт от TEAC CD-P1800, но играет попроще и поярче (более радостно), из всей "122-й" серии это самый лучший компонент. Минус у него был один - чрезвычайно капризен к дискам и любит только качественные. CD-R читает выборочно.
Ещё один занятный девайс, который был у меня в то время - тюнер "Эстония-010", который я купил также у Геннадия.
К сожалению, изначально тюнер проигрывал всё с монофоническим звуком, даже когда высвечивался светодиод "Стерео". В остальном нареканий к этому массивному и добротному аппарату нет - изумительное качество отделки (общая концепция дизайна новозбранно спизжена с японской Optonica (Sharp), мягкое вращение рукоятки настройки (сделана из металла!) и нажатие кнопок, стильная подсветка шкалы. Звук на максимальном уровне качества для FM-тюнеров: мягкий, воздушный, с телесным, хорошо артикулированным басом и снежно-серебристыми ВЧ. Замечательный звук. Я слушал "Ретро FM" и записывал на кассеты - выходила практически студийная запись. Минус тюнера - плохая избирательность. С помощью верньера трудно поймать нужную станцию: крутить нужно на доли миллиметра. Может быть, это дефект именно моего тюнера, но я предпочитал все нужные станции забить на специальные кнопки, благо это возможно и совершенно не составляет труда. Долго я хотел купить и двухблочный усилитель "Эстония-010", но с тех пор потерял надежду его найти в достойном состоянии.
До переезда в свою квартиру я продал "Вегу-ПКД122" и "Вегу-МП122". Заезжал на новое место со следующим оборудованием: вертушка "Вега-ЭП122", усилитель "Кумир-001", акустика 35АС-021 "Эстония" и Radiotehnika S-30B, сидюк TEAC CD-P1800, тюнер "Эстония-010". Позже привёз 25АС-326, собранные мной.

(продолжение следует...)

Комментариев нет:

Отправить комментарий